1
Logo

Волгоградский клуб автомобильного спорта

"ТРОФИ-34"

 

Версия для печати

 

Поиск по сайту

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
 

Информационные партнеры:

Волгоград-онлайн

Rambler's Top100

 
 
 
 

Ориентирование по компасу и карте

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти  
Страницы: 1
RSS
Ориентирование по компасу и карте
Поскольку мало кто из нас владеет субжем - нате, мож, буит пользительно

Азимуты и движение по азимутам
Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 194 азимуты будут:
на лиственное дерево 50°
на фабричную трубу 135°
на указатель дорог 210°
на хвойное дерево 330°

Рисунок
Определение азимута по компасу
Чтобы определить азимут на местности, надо:
- стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
- ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;

- вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;

- против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:

- установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;

- повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;

- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:
- изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
- начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;

- определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);

- все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа
Рисунок

Придя на исходный пункт, следует:

- ориентироваться по компасу;

- установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);

- плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;

- в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;

- у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки.
Рисунок
Ни рис. 196 направление ╚сарай - овраг╩ пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление ╚сарай - мост╩ пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению ╚сарай - овраг╩ азимут равен 65 °, по направлению ╚сарай - мост╩ 274 ° (180°+94° =274°).

Далее, уменьшив или увеличив измеренные углы на величину отклонения магнитной стрелки, получим магнитные азимуты.

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком ╚+╩ или западное со знаком ╚-╩. Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

- установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;

- отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,

- повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
- ориентированную таким образом карту закрепляют;
- соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;

- установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия ╚север-юг╩ шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;

- когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.

Рисунок

Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

- определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

- пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;

Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Данные необходимые для движения оформляют в специально составленной схеме маршрута, или в виде таблицы.

Данные, необходимые для движения по азимутам:
╧ Участок маршрута Магнитный Метры Минуты Пары
азимут шагов
1 Дом - развилка дорог 30 930 14 633
2 Пересечение дороги и просеки 313 675 10 430
3 Пересечение просеки -яма 6 750 12 500
4 Яма - дом лесника 90 980 15 708


Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).


В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

- заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;

- обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;

При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в усло-виях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.
Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2

Рисунок
Рис. 198. Обход препятствия по азимутам

(на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определя-ют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (на рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут от-личается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200 : 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сна-чала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют не-сколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.
По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизиро-вать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объек-та, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая види-мость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы полу-чить дирекционный угол, надо к магнитному азитму-ту прибавить магнитное склонение данной карты (по-правка направления).

Рисунок
Рис. 199. Нанесение объекта на карту прямой засечкой
Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х-3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).[IMG]
Практически любой сейф можно открыть с помощью паяльника. Если знать, кому и куда его засунуть.
Рисунок
РАЗВЕДКА И РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ

4.1 Простейшие способы измерения (определения) углов на местности

а) Приближенное (глазомерное) определение углов на местности

Сущность способа заключается в сопоставлении измеряемого угла с известным, чаще всего прямым. Прямой угол можно построить (отложить) на местности:

как угол между направлением взгляда прямо перед собой и поднятой в сторону рукой;

как угол зрения при поочередном взгляде через переносицу - левым глазом вправо и правым влево (по опытным данным, величина этого угла у различных людей колеблется от 90 до 100°);

построением треугольника с соотношением сторон 3, 4 и 5; угол, противолежащий стороне "5", будет прямым (90°), угол, противолежащий стороне "4", примерно равен 55°, а стороне "З" - 35°.
Угол в 6° (приближенно) образуется лучами зрения, если визировать на конец указательного пальца вытянутой перед собой руки поочередно левым и правым глазом.

б) Измерение углов биноклем

Для определения угла между направлениями на два предмета необходимо совместить крайний штрих сетки бинокля с одним из предметов, подсчитать число делений до второго предмета и полученное число умножить на цену деления. Цена малого деления угломерной сетки бинокля равна 5 тысячным (0-05), большого деления -10 тысячным (0-10).

в) Определение углов с помощью линейки с миллиметровыми делениями

Для получения углов в тысячных линейку необходимо держать перед собой на удалении 50 см от глаз и, совместив один штрих линейки с каким-либо предметом, отсчитать количество миллиметровых делений до второго предмета; результат умножить на 2. Это и будет величина угла в тысячных, так как одно миллиметровое деление на удалении 50 см соответствует углу 0-02.
Для получения результата в градусах порядок действий аналогичен изложенному, но линейку необходимо держать на расстоянии около 60 см от глаз. Тогда 1 мм на линейке будет соответствовать 6', а 1 см - соответствовать 1°.

4.2. Простейшие способы определения расстояний (ширины препятствий) на местности

а) Глазомерное определение расстояний

Сущность способа - сравнение определяемого расстояния с известным или запечатленным в памяти. Точность глазомерного способа зависит от опытности исполнителя, условий наблюдения и величины определяемого расстояния. При определении расстояний до 1 км ошибка колеблется в пределах ± 10-20%, при больших расстояниях ошибки бывают так велики, что практически глазомерное определение их нецелесообразно.
Условия наблюдения влияют на глазомерное определение расстояний следующим образом:

более крупные предметы кажутся ближе однородных, но имеющих меньшие размеры;

предметы яркой окраски (белой, желтой, красной) кажутся ближе темных (черных, коричневых, синих);

ярко освещенные и хорошо видимые предметы кажутся ближе затемненных (в тени, в пыли, в тумане) и сливающихся по цвету с фоном; в пасмурные дни предметы кажутся дальше;

чем меньше предметов на определяемом участке (при наблюдении через водное пространство, в степи), тем расстояния кажутся меньше;

складки местности, пересекающие измеряемую линию, скрадывают видимое расстояние;

при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;

при наблюдении снизу вверх (к вершине возвышенности) предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз - дальше.
б) Расстояния видимости (различимости) некоторых объектов невооруженным глазом

Объекты и признаки Расстояние,
км
Населенные пункты 10 - 12
Большие строения 8
Заводские трубы 6
Отдельные небольшие дома 5
Окна в домах (без деталей) 4
Трубы на крышах 3
Самолеты на земле, танки на месте 1,2 - 1,5
Стволы деревьев, столбы линий связи, люди (в виде точек), повозки на дороге 1,5
Движение ног и рук идущего человека 0,7
Станковый пулемет, миномет, противотанковая пушка, колья проволочных заграждений, переплеты рам в окнах 0,5
Ручной пулемет, винтовка, цвет и части одежды, овал лица 250-300
Черепица на крышах, листья деревьев, проволока на кольях 200
Пуговицы и пряжки, подробности вооружения солдата 150-170
Черты лица, кисти рук, детали стрелкового оружия 100
Глаза человека в виде точек 70
Белки глаз 20

в) Расстояния слышимости звуков

Источники звука С какого расстояния слышно, км
Стрельба артиллерийской батареи 6
Стрельба отдельных орудий с открытых огневых позиций 3
Автоматическая стрельба крупнокалиберных пулеметов 3
Автоматическая стрельба станковых пулеметов 2
Одиночный выстрел из винтовки 1,2
Движение танков (беспрерывный металлический грохот гусениц, резкий шум моторов):

по шоссе
4
по грунтовой дороге
2
Движение артиллерии на тракторной тяге:
по шоссе
3
по грунтовой дороге
2
Движение автомобилей (ровный шум работы моторов):
по шоссе
2
по грунтовой дороге
1
Движение пехоты в пешем строю (ровный глухой шум):
по шоссе
0,6
по грунтовой дороге
0,3
Треск падающих деревьев 0,8
Рубка леса, удары топором 0,3
Разговор 0,2
Разговор, можно разобрать слова 75 м
Кашель 50 м
Шаги 30 м

г) Определение расстояний по звуку и вспышке выстрела (взрыва)

Определение расстояний основывается на разности скоростей распространения света и звука. Расстояние определяется по формуле

D = t x 330

где:
D - расстояние до стреляющего орудия (взрыва), м',
t - время от момента вспышки выстрела (взрыва) до момента восприятия звука выстрела (взрыва), сек;
330 - скорость распространения звука, м/сек.

Описываемый способ может применяться также для определения расстояний до любого видимого и слышимого объекта: работающего агрегата, ядерного взрыва и т. п.

д) Определение расстояний по угловой величине известных предметов

Расстояние до наблюдаемых предметов может быть определено измерением угловой величины этих предметов или углового расстояния между ними с последующим вычислением по формуле 1000-й

Д = (100 х В) : У

где
Д - определяемое расстояние;
В - известная величина предмета или известное расстояние между предметами;
У - наблюдаемая угловая величина предмета или расстояния между предметами.

Пример I. В бинокль виден танк, высота которого известна и равна 2,5 м; он закрывает одно деление (0-05) вертикальной шкалы. Расстояние до танка составляет

Д = (1000 х 2,5) : 5 = 500 м.

Пример 2. Расстояние между телеграфными столбами, равное 50 м, покрывается 25 миллиметровыми делениями линейки, удаленной от глаз на 50 см, что соответствует угловой величине 0-50. Расстояние до телеграфной линии равно

Д = (1000 х 50) : 50 = 1000 м.

4.3. Разведка дорог

Основные вопросы разведки дорог:

тип (класс) дорог, их покрытие, состояние, ширина проезжей части и всего дорожного полотна;

места труднопроезжие для колесных и гусеничных машин и. возможность устройства объездов;

состояние и грузоподъемность мостов, наличие и размеры труб;

данные о путепроводах над дорогами (проездов под путепроводами);

возможность движения вне дорог;

дефиле и пути их обхода;

наличие вблизи дорог естественных укрытий от воздушного нападения и ядерных ударов противника;

условия маскировки и расположения на привалы;

источники водоснабжения;

наличие местных ремонтных материалов (песка, гравия, шлака, лесоматериалов);

необходимый объем работ и средства для ремонта дорог, оборудования колонных путей, бродов и других переправ;

средняя скорость движения по участкам;

условия ориентирования.
Результаты разведки наносятся на карту условными знаками. Дополнительные характеристики даются в текстовой справке-легенде, помещаемой на карте или прилагаемой к ней.
При отсутствии крупномасштабных карт и необходимости получить подробные данные о маршруте результаты разведки в процессе ее ведения оформляются в виде схемы с текстовыми и цифровыми пояснениями.

4.4. Разведка рек

При разведке реки определяются:

ширина, глубина и скорость течения реки, характер берегов, крутизна въездов и выездов, грунт дна и берегов, наличие и характер бродов, островов и отмелей;

места, удобные для переправы танков под водой по дну реки;

подходы к переправе и места для скрытного расположения переправочных средств и переправляющихся войск;

наличие местных переправочных средств и подручных материалов;

характер и объем работ, необходимых для подготовки переправы.
В ходе разведки составляется крупномасштабная схема (кроки) переправы, или данные фиксируются на крупномасштабной карте соответствующими условными знаками и текстом в легенде, т. е. создается карта водного рубежа.
Зимой обследуется ледяной покров реки: толщина и структура льда (отсутствие снеговых, водяных и воздушных прослоек), наличие и характер полыней, подмывов.

4.5 Разведка мостов

При разведке моста устанавливаются:

общие сведения о водном препятствии (ширина, глубина, грунт дна и берегов, состояние подъездных путей, наличие и места объездов);

общие сведения о мосте (длина, ширина проезжей части, величина пролета, тип и высота опор), состояние моста-места и характер разрушений, места возможного минирования, степень гнилости и износа;

сведения об элементах деревянного моста для определения его грузоподъемности (материал и толщина поперечин, толщина прогонов и расстояние между ними, толщина свай и высота их от грунта);

грузоподъемность моста (определяется по знаку у моста, нижеприведенной формуле или специальным таблицам, даваемым в руководствах по инженерному делу);

способ усиления моста (если это необходимо) для пропуска заданных грузов;

наличие материалов для ремонта и усиления моста (каких материалов, где и сколько имеется).
Данные разведки оформляются на отдельном чертеже или записываются на карте с зарисовкой продольного разреза моста.
Грузоподъемность мостов основных типов. Железобетонные, бетонные и каменные мосты, металлические мосты со сквозными фермами или с пролетным строением из клепаных балок со сплошной стенкой, мосты с главными фермами пролетом более 30 м, деревянные балочные и подкосные мосты, расположенные на автострадах и усовершенствованных шоссе, обеспечивают, как правило, пропуск гусеничных машин весом до 60 т.
Формула приближенного определения грузоподъемности деревянных балочных, подкосных и ригельно-подкосных мостов для гусеничных машин

G = (0,0006 x d3 x n ) : (l - (L : 2))

где
G-грузоподъемность моста, г (вес гусеничной машины);
d- диаметр прогонов, см;
п - количество прогонов;
l - длина пролета моста, м;
L- длина опорной поверхности гусеницы танка, м.

При определении грузоподъемности мостов величину пролета подкосного моста считают равной 50%, а ригельно-подкосного-40% расстояния между опорами.

4.6. Разведка лесов

При разведке леса определяются (уточняются):

границы леса (опушки);

характер леса - порода, возраст, ярусность, высота, толщина деревьев на высоте груди, густота (среднее расстояние между деревьями), засоренность леса, условия видимости, маскирующие свойства леса, наличие вырубок, гарей;

дорожная сеть;

рельеф местности, особенно овраги, обрывы, ямы, крутые скаты;

реки, ручьи, канавы, заболоченные участки;

направления возможного движения вне дорог;

местные предметы, которые могут служить ориентирами. Данные разведки фиксируются на схеме или крупномасштабной карте.
Для определения среднего расстояния между деревьями выбирается типичный для данного леса участок размером 10Х10 м и подсчитывается количество деревьев на нем. Среднее расстояние между деревьями определяется по формуле:

l = 10 : Vn

где
l - среднее расстояние, м;
n-количество деревьев на площади 100 м3.

Условия видимости выражаются средним расстоянием видимости в лесу в метрах.

4.7. Разведка болот

При разведке болота определяются (уточняются);

границы болота (контур);

глубина болота по участкам;

характер болота: торфяное, топяное, заболоченные земли;

количество мочажин (процент к общей площади);

характер поверхности: кочки, гряды, бугры, места торфоразработок;

растительный покров: участки, покрытые лесом, мхом, травой, кустарником;

наличие рек, озер, канав;

наличие дорог, троп;

проходимость болота вне дорог, места проходов, необходимые мероприятия по их оборудованию;

основные ориентиры.
Проходимость болот определяется по их типу или непосредственным промером глубины до твердого грунта с помощью шеста
Проходимость сплошного торфяного болота может быть определена простейшими полевыми способами.

Характер болота Способ определения проходимости болота Допускаемое давление,
кг/с.я2 Возможность движения
Торф очень плотный, осушенный или слабо увлажненный При сжатии торфа в руке не чувствуется уменьшения его объема; вода не выделяется 1,0 Танков
Торф плотный, средней увлажненности При сжатии в руке заметно некоторое уменьшение объема; вода выделяется, но не стекает с руки, масса не продавливается сквозь пальцы 0,75 Танков
Торф рыхлый, увлажненный При сжимании в руке заметно значительное уменьшение объема; вода выделяется каплями; торф продавливается сквозь пальцы 0,50 Тракторов
Торф очень рыхлый, сильно увлажненный При сжатии торфа в руке вода вытекает струйкой, масса продавливается сквозь пальцы 0,25 Пешеходов
Торф текучий, жидкий Масса полностью продавливается сквозь пальцы 0,12 - 0,14 Непроходимо

Данные разведки болота фиксируются на крупномасштабной топографической карте или на специально составляемой схеме.

4.8. Разведка почв и грунтов

Разведка почв и грунтов ведется с точки зрения их проходимости, трудности разработки, радиоактивного заражения (наведенной радиации) и пылеобразования.
При разведке определяются:

почвы (тундровые, подзолистые, черноземные, каштановые, сероземы, солончаки, солонцы);

качество грунта по трудности разработки - легкий, тяжелый, каменистый, скала, плывун;

характер грунта по содержанию глинистых частиц-песчаный, супесчаный, суглинистый, глинистый
ПОЛЕВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ СВЯЗНЫХ ГРУНТОВ

Категории грунтов Способ определения плотности грунтов
Рыхлый Лопата свободно входит в грунт.
При выбрасывании куски грунта распадаются на мелкие отдельности
Уплотненный Лопата нажимом ноги погружается в грунт на штык.
Вынутые куски распадаются на отдельности разной величины
Плотный Лопата идет в грунт с трудом,
и сразу углубить ее на весь штык не удается.
Куски грунта разламываются руками с трудом
Очень плотный Лопата в грунт не погружается.
Куски руками не разламываются

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫХЛЫХ ГРУНТОВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
(НА СОДЕРЖАНИЕ ГЛИНИСТЫХ ЧАСТИЦ)

Грунт Состояние грунта Способ определения во влажном состоянии
в сухом виде во влажном сдавливанием скатыванием
Глинистый Очень твердый, в кусках Вязкий, пластичный, очень мягкий Шар, сдавленный в лепешку, не трескается по краям При скатывании образуется длинный тонкий шнур диаметром 0,5 мм
Суглинистый Менее твердый, комья и куски при ударе Пластичный, вязкость слабая Шар, сдавленный в лепешку. трескается по краям Шнур получается более толстый и короткий, чем при скатывании глинистого грунта
Супесчаный Комья легко рассыпаются и крошатся от Не пластичен Шар присдавливании рассыпается Шнур почти не удается скатать
Песчаный Связности нет Не пластичен и не липок Шар сделать не удается Шнур не скатывается

ж) Определение границ видимости по направлениям
(способ "равных отрезков")

Границы прямой видимости с данных наблюдательных пунктов в пределах, не требующих учета кривизны Земли и рефракции, наиболее быстро определяются с помощью циркуля-измерителя способом "равных отрезков". Сущность его заключается в следующем.
Прочертив на карте заданное направление, тщательно изучают его и отмечают точки, которые могут оказаться началом непросматриваемых участков: линии водоразделов или перегибы скатов, за которыми следует более крутой спуск, леса, возвышающиеся сооружения и т. п. Определив и подписав высоты наблюдательного пункта и препятствий, приступают к выявлению величины закрытого участка (по дальности) за каждым из препятствий. Для этого раствором циркуля, равным расстоянию от наблюдательного пункта до первого препятствия, делают шаг за препятствие по направлению наблюдения, имея в виду, что луч зрения снизится или повысится за один шаг циркуля на величину, равную разности высот наблюдательного пункта и первого препятствия. Если при



4.10. Изучение маршрута

Процесс изучения маршрута включает три основных этапа:

ознакомление с общим характером местности в направлении маршрута;

выбор маршрута (если он не задан вышестоящим начальником), подъем (обозначение) на карте и измерение его протяженности с соответствующим оформлением;

детальное изучение маршрута и определение средней скорости движения по участкам.
Маршрут поднимается на карте путем проведения вдоль дороги (колонного пути) утолщенной сплошной или прерывистой (звеньями до 1 см) линии, хорошо видимой на фоне карты. Цвет для подъема маршрута чаще избирается коричневый (на картах горных районов с большим количеством коричневых горизонталей целесообразнее применить другой цвет). Линия подъема проводится рядом с дорогой, с целью сохранения условного знака последней, и обязательно разрывается на мостах и других объектах, имеющих важное значение при совершении марша с точки зрения ориентирования и проходимости. Протяженность маршрута измеряется шагами циркуля или курвиметром и подписывается через 5-10 км нарастающим итогом, начиная с исходного (5, 10, 15 и т. д.). В измеренную по карте длину маршрута необходимо ввести поправку.
Маршрут изучается по топографической карте. При наличии времени и соответствующих материалов используются специальные карты (дорожные) и аэроснимки; при возможности, кроме того, производится рекогносцировка маршрута.
В результате изучения маршрута определяются: характер и состояние дорог и дорожных сооружений (мостов, путепроводов, труб); препятствия и пути их обхода; возможность съезда с дороги и движения вне дороги; дефиле; условия маскировки при движении и на привалах; условия ориентирования; защитные свойства местности; условия водоснабжения; места, удобные для привалов; рубежи развертывания; пути движения подразделений охранения; средняя скорость движения по участкам и некоторые другие данные в соответствии с особенностями состава колонны, обстановкой, временем и планируемым темпом движения.

а) Определение сторон горизонта по признакам местных предметов

Признаки, обусловленные расположением предметов по отношению к Солнцу:

кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;

у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;

муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;

весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;

ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - "шипы", направленные на юг;

в горах дуб чаще произрастает на южных склонах. Прочие признаки:

алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;

алтари католических церквей (костелов) обращены на запад;

приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север;

кумирни (языческие молельни с идолами) обращены фасадом на юг;

просеки в больших лесных массивах, как правило, ориентируются в направлении север - юг и запад - восток; нумерация кварталов лесных массивов в СССР идет с запада на восток и далее на юг.
Ввиду того что под воздействием различных причин в действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании необходимо учитывать не один, а несколько признаков.

б) Определение сторон горизонта с помощью карты

Для решения задачи необходимо ориентировать карту по линии местности или ориентирам; затем заметить ориентир вдоль восточной или западной рамки карты в северном направлении. Направление на ориентир будет направлением на север.

4.11 Определение магнитных азимутов направлений на местности

а) Определение азимута направления с помощью компаса системы Адрианова

Порядок действий:

стать лицом в заданном направлении;

держа компас в левой руке в горизонтальном положении перед собой и на высоте 10-12 см ниже уровня глаз, правой рукой освободить тормоз магнитной стрелки;

поворотом компаса подвести нулевой штрих лимба под северный конец магнитной стрелки;

удерживая компас в ориентированном положении, поворотом вращающейся крышки направить визирную линию (линия, проходящая через прорезь и мушку) в заданном направлении, мушкой в сторону ориентира (от себя). Совмещение визирной линии компаса с направлением на ориентир достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на ориентир и обратно; поднимать для этой цели компас до уровня глаз не рекомендуется, так как при этом сбивается ориентировка компаса и точность определения азимута не повышается, а, наоборот, резко снижается;

зажать магнитную стрелку тормозом и снять отсчет угла против острия указателя отсчета у мушки; это и будет магнитный азимут направления.
б) Определение азимута направления с помощью компаса системы АК

Порядок действий:

поставить зеркальную крышку компаса - под углом 45° к плоскости лимба;

стать лицом в направлении на заданный ориентир;

взять компас пальцами обеих рук за корпус снизу и поднять перед собой на согнутых руках до уровня глаз;

направить компас визирной линией, проходящей через центр компаса и прорезь в основании зеркальной крышки, в направлении на заданный ориентир;

поворотом совместить нулевой штрих лимба с северным концом стрелки, контролируя по отражению в зеркале крышки;

снять отсчет угла на лимбе против визирной линии у основания зеркальной крышки; это и будет магнитный азимут направления на заданный ориентир.
4.12. Нахождение направления на местности по заданному азимуту

Порядок действий с компасом системы Адрианова:

установить на лимбе указатель отсчета у мушки на заданный отсчет угла (магнитный азимут);

отпустив стрелку компаса и грубо подведя под ее северный конец нулевой отсчет лимба, примерно определить заданное направление на местности и стать к нему лицом;

держа компас в левой руке перед собой на высоте 10- 12 см ниже уровня глаз, ориентировать компас (точно подвести нулевой отсчет лимба под северный конец стрелки);

заметить на местности удаленный ориентир в направлении визирной линии компаса.
Направление на ориентир и будет искомым направлением.

Порядок действий с компасом системы АК:

установить зеркальную крышку компаса под углом 45° к плоскости лимба;

поворотом лимба установить заданный отсчет (магнитный азимут) против предметного конца визирной линии (штриха со стрелкой у прорези зеркальной крышки);

держа компас в левой руке на уровне глаз и глядя в зеркало, поворачиваться до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки подойдет под нулевой отсчет лимба;

заметить удаленный ориентир в направлении визирной линии.
Направление на ориентир и будет искомым направлением на местности.


4.13. Ориентирование карты

а) Ориентирование карты по местности

Ориентирование карты по местности возможно, когда известна хотя бы приблизительно точка стояния и опознаны отдельные ориентиры. В этом случае карту поворачивают так, чтобы направление точка стояния - ориентир, мысленно проведенное на карте (или обозначенное на карте линейкой или карандашом), совместилось с соответствующим направлением местности.
Ориентирование карты по местности применяется главным образом в районах с достаточным количеством ориентиров и при хороших условиях видимости, а также при движении по дороге.

б) Ориентирование карты по компасу

Ориентирование карты по компасу применяется преимущественно на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустынно-степных районах и т. п.), и при плохих условиях видимости (ночью, в туман и т. п.) и производится следующим способом. На местности с помощью компаса (или каким-либо другим способом) определяется направление на север, а затем карту поворачивают так, чтобы одна из боковых рамок (направление истинного меридиана) была направлена в сторону севера.
Более точно карта ориентируется по компасу следующим приемом. Компас с освобожденной магнитной стрелкой накладывается центром на одну из вертикальных линий карты так, чтобы штрихи 0° и 180° лимба компаса (или линейка компаса АК) совпали с этой линией; затем поворачивают карту до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не отклонится от штриха 0 на величину поправки направления, указанную на карте.

4.14. Определение по карте точки стояния

Точку стояния на карте возможно определить различными способами. При выборе способа учитываются условия обстановки (в том числе условия работы с картой и наличие приборов), требуемая точность и условия видимости.

а) Определение на карте точки стояния по ближайшим ориентирам
(глазомерно)

Способ применяется преимущественно на обычной среднепересеченной местности в светлое время суток при расположении точки стояния на контурах, обозначенных на карте, или в непосредственной близости от ориентиров (местных предметов или элементов рельефа).
Порядок действий:

ориентировать карту;

опознать на карте два-три ближайших местных предмета (или элемента рельефа);

по глазомерно определенным расстояниям и направлениям до опознанных ориентиров наметить точку стояния на карте.
Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит главным образом от расстояний до ориентиров: чем эти расстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При расположении от ориентиров на удалении до 500 м точка стояния при достаточной опытности определяется на карте масштаба 1: 100000 со средней ошибкой порядка 150 м.

б) Определение на карте точки стояния промером расстояния

Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура и преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости.
Сущность способа: измеряется расстояние (спидометром, шагами) от любого ориентира, расположенного у дороги или линейного контура, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывается на карте вдоль дороги (линейного контура) в соответствующем направлении.
Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от величины ошибки измерения расстояния на местности и откладывания его на карте.

в) Определение на карте точки стояния по расстоянию и направлению

Способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознан только один ориентир, показанный на карте.
Порядок действий:

измеряется расстояние (шагами, шнуром, биноклем, глазомерно, дальномером и т. п.) точка стояния - ориентир и азимут магнитный направления точка стояния - ориентир;

азимут переводится в обратный, а затем в дирекционный угол;

на карте от исходного ориентира с помощью транспортира или хордоугломера по дирекционному углу прочерчивается направление, на котором откладывается измеренное (определенное) расстояние; полученная точка и будет искомой точкой стояния.
г) Определение точки стояния засечкой (по одному ориентиру)

Этим способом точку стояния возможно определить при нахождении на дороге или другом линейном контуре и видимости хотя бы одного ориентира, расположенного так, чтобы угол засечки был не менее 20°.
Сущность способа:

карта ориентируется и на ней опознается ориентир, видимый на местности с точки стояния;

компасом измеряется азимут направления точка стояния - ориентир, который переводится в обратный и затем в дирекционный угол (поправку берут с карты);

на карте у ориентира строится (транспортиром, хордоугломером) полученный дирекционный угол, направление прочерчивается в сторону точки стояния до пересечения с линейным контуром;
точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от расстояния до ориентира (чем больше это расстояние, тем больше ошибка) и ошибок измерения азимута и построения дирекционного угла на карте. При расстоянии до ориентира около километра и измерении азимута компасом АК средняя ошибка будет порядка 100 м (при работе с картой масштаба 1: 100000).
В этих же условиях точку стояния можно определить графически:

карта ориентируется по компасу или линии местности;

линейка (лучше визирная) прикладывается к ориентиру на карте и направляется визированием вдоль ребра на ориентир местности; в этом положении линейки прочерчивается прямая от ориентира на себя до пересечения с линейным контуром.
Точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

д) Определение точки стояния обратной засечкой

Способ применяется преимущественно на открытой местности с малым количеством ориентиров, но когда хотя бы вдалеке видны два (лучше три) ориентира, обозначенных на карте и расположенных при наблюдении с точки стояния под углом в пределах 20-170°.
Точка стояния обратной засечкой определяется следующим порядком: компасом измеряются магнитные азимуты на ориентиры, азимуты преобразуются в обратные и затем в дирекционные углы (с учетом поправки, указанной на карте). Затем у ориентиров строятся соответствующие дирекционные углы и полученные направления прочерчиваются в сторону точки стояния; точка пересечения этих направлений и будет искомой точкой стояния. Направление от третьего ориентира служит контрольным. При образовании на пересечении треугольника точка стояния обозначается в середине его.
При расстояниях до ориентиров около 5 км ошибка определения точки стояния может достигать 600 м.
Порядок действий при графическом решении следующий: ориентировать карту; приложив линейку к одному из выбранных ориентиров на карте и направив ее на этот же ориентир на местности, прочертить направление на себя; повторить те же действия со вторым и третьим ориентирами. Пересечение линий и будет искомой точкой стояния на карте.

е) Определение на карте точки стояния при помощи прозрачной бумаги
(способ Болотова)

Решение задачи требует наличия не менее трех ориентиров, имеющихся на карте и видимых на местности с точки стояния. Способ Болотова обеспечивает решение задачи даже в том случае, когда предварительное ориентирование карты невозможно.
Порядок действий:

на листе прозрачной бумаги, положенной горизонтально на жесткую основу, из одной точки, намеченной произвольно, но с учетом имеющихся ориентиров, визированием прямым прочертить направления на выбранные на местности ориентиры;

наложить прозрачную бумагу на карту так, чтобы все три прочерченных направления прошли через соответствующие ориентиры на карте;

перенести (переколоть) центральную, первоначально намеченную точку на карту; это и будет искомая точка стояния.
4.15. Движение по азимутам

а) Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Движение по азимутам - способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса ; применяется главным образом при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустыне и т. п.). При наличии явлений магнитной аномалии ориентирование с помощью магнитного компаса исключено.
Движение по азимутам совершается от ориентира до ориентира. Предварительно, до начала движения, подготавливаются необходимые данные-азимуты и расстояния:

на карте намечается маршрут (путь движения) с ориентирами у поворотов;

измеряются по карте дирекционный угол и длина каждого участка (колена) маршрута;

дирекционные углы переводятся (с учетом поправки, указанной на карте) в магнитные азимуты;

данные для движения вписываются в таблицу либо записываются непосредственно на карте или специально составленной схеме.
б) Движение по азимутам

На каждой поворотной точке, начиная с исходной, по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. Ё направлении движения желательно выбрать и запомнить, возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет расстояния (метров, пар шагов, времени).
В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют солдата, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира.
Для выдерживания направления в движении используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра, створ колонны и другие вспомогательные признаки.

в) Обход препятствий

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.
Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;

обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия оценить на глаз и прибавить к пройденному расстоянию.
Второй способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.

4.16.Ориентирование по карте (на месте)

Ориентирование по карте - основной способ ориентирования на незнакомой местности. Осуществляется оно в следующей принципиальной последовательности:

ориентируется карта;

опознаются ориентиры (местные предметы и элементы рельефа) общие для карты и местности;

определяется точка стояния;

сличается карта с местностью.
Ориентирование карты производится по компасу или линейному объекту (дороге, контуру и т. п.).
Опознание ориентиров - самый ответственный этап ориентирования по карте, так как, только обнаружив на карте изображения местных предметов или элементов рельефа, наблюдаемых на местности, возможно, определить свою точку стояния.
При осмотре местности замечают в первую очередь наиболее крупные, выделяющиеся объекты местности и такие, которые в данном районе встречаются сравнительно редко; при этом обращают внимание на их взаимное положение и расположение относительно сторон горизонта. Например, озеро находится западнее точки стояния, шоссе проходит восточнее озера с севера на юг и т. д. Пользуясь этими признаками, находят на карте замеченные объекты местности, а правильность опознания их проверяют по окружающим местным предметам и рельефу.
Если ориентиры не удалось опознать, то осуществить ориентирование по карте в данном месте невозможно и следует, если это допустимо по условиям обстановки, сменить точку стояния, так чтобы открылась видимость других ориентиров, после чего попытаться опознать эти ориентиры на карте. При обнаружении на местности и карте соответствующих ориентиров точка стояния определяется одним из способов, изложенных в § 5 настоящей главы.
Заключительный этап ориентирования - уяснение окружающей обстановки; оно производится методом последовательного сличения (сопоставления) карты с местностью.
Чтобы найти на карте изображение предмета, наблюдаемого на местности, надо, не сбивая ориентировки карты, стать лицом к определяемому предмету, приложить линейку к точке стояния и направить ее на требуемый предмет; затем, просматривая карту вдоль ребра линейки и сообразуясь с расстоянием до предмета, оцениваемым на глаз, найти условный искомый знак.
Для того чтобы легче определить на местности объект, показанный на карте, прикладывают линейку к линии точка стояния-объект и в направлении линейки, с учетом расстояния, находят искомый объект.

4.17. Ориентирование по карте в движении на машине

Ориентирование в движении на машине, не оборудованной навигационной аппаратурой, производится следующим порядком.
Предварительно, до начала движения, маршрут поднимается на карте масштаба 1:100000 (1:50000, 1:200000); намечаются контрольные ориентиры (на удалении друг от друга порядка 5- 10 мин движения), определяются до них расстояния и подписываются на карте нарастающим итогом у соответствующих ориентиров;
на участках маршрута, где особенно затруднительно выдержать требуемое направление (при выезде из населенного пункта, в лесу, в пустыне и т. п.), определяются и подписываются азимуты направления движения.
На исходном пункте (а в дальнейшем - у каждого контрольного ориентира) бегло просматривается по карте участок маршрута до первого контрольного ориентира (а в дальнейшем - до очередного); во время движения карту держат ориентированной, опознают на карге наблюдаемые предметы местности и по ним мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.
В сомнительных случаях (когда карта не полностью соответствует местности) местоположение уточняется (контролируется) по пройденному расстоянию, снимаемому со спидометра (для чего на исходном пункте записывается начальный отсчет по спидометру).
Если возникло сомнение относительно направления дальнейшего движения, оно уточняется (контролируется) по компасу.
При сходе с маршрута и потере ориентировки (что возможно при небрежном ориентировании, а также при резких изменениях местности) необходимо по расстоянию, пройденному от уверенно опознанного ориентира (считывается со спидометра), и направлению движения (определяется примерно компасом, с учетом поворотов пути) наметить на карте примерное (вероятное) местоположение. Затем следует внимательно изучить окружающие местные предметы (особенно их положение по отношению к рельефу), опознать их на карте и уточнить свое местоположение, после чего наметить выход на маршрут.
Если все же не удалось восстановить ориентирование, то предпочтительнее вернуться по следу своей машины к последнему хорошо опознанному ориентиру и отсюда продолжить движение по маршруту. В некоторых случаях (в районе много линейных ориентиров и обстановка не чревата опасностью) движение можно продолжать в прежнем направлении до выхода к линейному ориентиру и здесь уточнить свое местоположение, а затем наметить выход на свой маршрут.
Особенности ориентирования ночью. Ориентирование ночью обычно несколько затруднено из-за плохой видимости ориентиров и неудобства работы с картой.
При движении ночью маршрут следует по возможности наметить по дорогам или вдоль линейных ориентиров, хорошо видимых ночью (вдоль линии электропередачи, железной дороги и т. п.).
Для ориентирования ночью следует:

ориентиры выбирать с учетом лучшей их видимости при том освещении, какое будет применено на марше, или без освещения: крупные, светлой окраски, проектирующиеся на небо или на поверхность воды, попадающие в луч света от фар;

ориентиры выбирать так, чтобы расстояния между ними но возможности были короче расстояний, допускаемых днем;

подъем маршрута на карте производить утолщенной линией яркого цвета (желтый и оранжевый цвета, плохо видимые при искусственном освещении, для подъема маршрута не применять);

заучивать маршрут движения настолько твердо, чтобы суметь воспроизвести его графически по памяти;

по возможности в течение 30 мин до начала марша ночью находиться в темноте или в помещении, освещенном красным светом, что обеспечит темновую адаптацию глаз;

при пользовании картой в пути для сохранения темновой адаптации использовать красный свет (карманный фонарь с красным светофильтром);

чаще контролировать правильность направления движения по компасу и небесным светилам.
При движении ночью вне дорог ориентируются преимущественно по компасу или с помощью навигационной аппаратуры.

4.18. Особенности ориентирования в различных условиях местности

а) Особенности ориентирования в лесу

Основным средством ориентирования относительно сторон горизонта и выдерживания направления движения в лесу вне дорог является компас. Вспомогательными способами ориентирования могут быть: ориентирование по признакам местных предметов и по небесным светилам.
В лесу в качестве ориентиров используются:

просеки, дороги и их пересечения (развилки);

реки и ручьи (учитываются направление их течения, характерные изгибы и переправы);

ярко выраженные формы рельефа (обрывы, крутые скаты, вершины, курганы, ямы);

поляны, вырубки, границы участков редколесья, кустов, гарей;

заболоченные участки и др.
При движении в лесу по азимутам следует учитывать, что возможна большая ошибка в измерении расстояний. Ошибка будет тем больше, чем гуще лес и чем труднее он проходим (бурелом, густые заросли и другие препятствия). В труднопроходимом лесу ошибка может достигать величины, равной 50% пройденного пути. Расстояние в этом случае целесообразно определять по времени, исходя из заранее определенной средней скорости движения.

б) Особенности ориентирования в пустынно-степной местности

Основной способ выдерживания направления при передвижении вне дорог-движение по азимутам.
Основные ориентиры - выдающиеся возвышения и редкие местные предметы, в том числе каналы, колодцы, сооружения, связанные с религиозными культами.
Для выдерживания направления могут быть использованы следующие местные признаки:

направление ветра;

направление борозд в глинах и известняках (в сторону господствующих ветров);

направление дюн, барханов и ряби на песке (перпендикулярно направлению ветров);

крутизна склонов дюн и барханов (наветренные-до 15°, подветренные - до 40°);

накопление снега в углублениях и за препятствиями с подветренной стороны;

снежные козырьки с подветренной стороны сугробов;

направление снежных волн и ряби (перпендикулярно направлению ветров).
В целях использования весьма удаленных ориентиров целесообразно иметь карту на большой район.

в) Особенности ориентирования в крупных населенных пунктах

Для ориентирования необходимо использовать карты крупного масштаба (1: 25 000 и крупнее), планы и аэроснимки. Следует учитывать, что на картах масштаба 1 : 50 000 и мельче кварталы обобщаются, улицы и проезды наносятся лишь главные, насколько позволяет масштаб.
В качестве основных ориентиров в городах могут служить:

главные (магистральные) улицы, площади;

выделяющиеся промышленные предприятия, башни, высокие здания;

железные дороги, реки, каналы и мосты (путепроводы). Для прохода колоннами крупных городов необходимо организовать службу регулирования.

г) Особенности ориентирования в горах

Ориентироваться в горах удобнее всего, осматривая местность с командных высот, обеспечивающих наилучший обзор. В качестве ориентиров, как правило, используются:

дороги, жилища, геодезические и астрономические знаки;

реки, ручьи, в особенности места их слияния;

выделяющиеся вершины гор, утесы, скалы;

ущелья, крутые склоны (скалистые или с осыпью);

контуры лесов, лугов, ледников.
Общее направление движения выдерживается по компасу. В дополнение к этому важнейшим признаком для ориентирования является профиль маршрута - подъемы, спуски и их крутизна, повороты дорог, положение их относительно скатов (например, спуск влево, подъем вправо), расстояния между поворотами.
Полезно также знать следующие специфические признаки:

во многих районах южные склоны гор положе, северные - круче;

деревья лиственных пород (прежде всего дуб) произрастают преимущественно на южных склонах, хвойные - на северных;

травяной покров преобладает на южных склонах, древесная растительность - на северных;

зона снегов на северных склонах спускается ниже, чем на южных;

виноградники разбиваются, как правило, на южных склонах.
При глазомерной оценке расстояний следует помнить, что из-за большой прозрачности воздуха, резких перегибов и крупных форм рельефа в горах расстояния до предметов кажутся значительно меньшими, чем в действительности.
Практически любой сейф можно открыть с помощью паяльника. Если знать, кому и куда его засунуть.
Рисунок
Просто Йа,

Во блин скоко знакомых буквов smile:D
Я не злопамятный... я просто злой и память у меня хорошая
ещё бы всё запомнить. вот пользы было бы
Настоящий кризис и полный пидец - это когда собираешься ехать
гастарбайтером в Таджикистан или Молдавию.
Просто Йа,

Паш помедленней пожаалуйста... я зззаписсываю smile:wacko: smile:wacko:
Я не злопамятный... я просто злой и память у меня хорошая
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)